Истории Новости Контакты Добавить историю

История Сибайской коррекционной школы

…Не зная прошлого, невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего.

Максим Горький

«Школа добра»… Именно так называют многие небольшое учреждение Сибая, расположенное по адресу: переулок Торговый, 9. Прошло почти полвека с тех пор, когда впервые открыла она свои двери для детей, нуждающимся в особом внимании. Вспомнить о тех днях помогают старые снимки, но они со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость... Если не спешить их собрать, изучить и издать, то можно безвозвратно потерять ряд ценных страниц истории нашего города.

Вот с этой целью решила я и поведать историю о тех далеких днях, когда в городе Сибай создавалась школа нового типа – школа, специализирующаяся на обучении и воспитании школьников со специальными образовательными потребностями. 1969 год. Город Сибай становился индустриальным культурным центром Башкирского Зауралья. Усилиями горожан, город оделся в зеленый наряд, вырастали парки и скверы. Город, как и вся страна, подводя определенные итоги, готовился к празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения В.И. Ленина. Это было время социальной и экономической стабильности. Отмечался рост духовного и материального благосостояния горожан: около пяти тысяч сибайцев вселились в новые благоустроенные квартиры. К этому времени окончательно сложилась и единая система непрерывного образования. Заведовал тогда городским отделом народного образования Хуснутдин Хайбуллович Хамитов, человек сдержанный, спокойный, но в тоже время строгий. В Сибае функционировали одиннадцать начальных школ: № 1, № 2, № 5, № 6, № 4, № 8, № 10, ШРМ (школа рабочей молодежи), единственная пока еще средняя школа № 7, единственная семилетняя школа № 3, строительная школа № 11 - ФЗО (Школа фабрично заводского обучения). Появилось новое здание у школ № 5, № 11. Также были отрыты двери 3-х детских садов: «Теремок» (БМСК), «Ромашка» и «Колобок» (треста «Башмедьстрой»), завершалось строительство ШКОЛЫ в с-х «Дружба». Победителем соцсоревнования 1968 г. стала школа № 4. Ей было вручено переходящее Красное знамя. Среди восьмилетних школ, победила школа-интернат (М.З. Дашкин), среди начальных, школа № 8 (С.Я. Рыскильдина). В 1968 г. в школах работали 453 учителя, с высшим образованием – 201 . После очередного заседания горсовета по вопросам образования на IV квартал 1969 г., было вынесено решение: «заведующему ГорОНО товарищу Х.Х. Хамитову, всем директорам школ, усилить контроль по вопросу отсева учащихся из школ. Обратить особое внимание на улучшение образовательной и воспитательной работы с учащимися в школе по месту их жительства».

События тех лет отражены в воспоминаниях первого директора школы, Манавары Муллаяновны Саварбаевой: «Весной 1969 г. меня назначили начальником в детский лагерь «Чайка» (сегодня это летний оздоровительный лагерь «Шифа»). После закрытия смены, вызвали в исполком. Как всегда, с радушной улыбкой, встретил меня, заведующий ГорОНО Х.Х. Хамитов, предложил сесть. Разговор шел об открытии специального класса для детей, не усваивающих программу начальной школы. Мне было поручено пройтись по школам, выявить и отобрать учеников, не усваивающих программный материал, скомплектовать два класса и уже начинать занятия».

И вот, приказом ГорОНО от 27 августа 1969 г. М.М. Саварбаеву принимают учителем начальных (специальных) классов в школу № 9. В октябре 1969 г. двухэтажное здание ШРМ (школа рабочей молодёжи), находившаяся по улице Горького, 62 (сегодня на ее месте расположилась средняя школа № 14), приютила на первом этаже два спецкласса для учащихся с нарушением умственных способностей, потому как здания отдельного пока, под будущую школу не было. Директором восьмилетней школы № 9 была Л.Н. Мавлеткулова, количество учащихся доходило до 457. Новый открывшийся класс тоже был в подчинении школы №9.

М.М. Саварбаева вспоминает: «Началась большая работа по выявлению среди учащихся общеобразовательных школ детей, нуждающихся в специальном обучении. Сначала набрали 20 детей, а потом этот список увеличился до 30. Состав и по характеру дефекта и по возрасту был неоднороден. Одна я уже не справлялась. Тогда приказом ГорОНО от 23 сентября 1969 г., к нам была направлена Любовь Фоминична Базарова, учитель начальных классов школы № 9. Два класса, с одним учителем, в одном кабинете, постигали азы науки: я с 3-м классом, а Любовь Фоминична с объединенным 1-м и 2-м классом. Очень опытный и трудолюбивый педагог, хорошо знающий свое дело. Ее ученики всегда отличались самостоятельностью и активностью. Основной нашей задачей было - вооружить учащихся с интеллектуальными нарушениями хотя бы минимумом знаний и навыков. Мы начинали свою работу в трудных условиях. Раньше ведь ручек не было, писали чернилами, которые продавали в бутылочках, их еще и не хватало. Учились в две смены – утром Любовь Фоминична, после обеда – я. Уже был конец сентября, а из методичек была только одна потрепанная «Программа», которую изучали от корки до корки. Тогда-то мы впервые и узнали, что есть оказывается такие термины, как «дебильность», «умственная отсталость», «дефектолог», «логопед».

1970 год. Город отмечает свое 15-летие. Итог прожитых лет: работают больничный комплекс, зона отдыха трудящихся БМСК у д. Гадельша, два кинотеатра, фабрика химчистки, быткомбинат, газонаполнительная станция, швейная фабрика, ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа). «В конце минувшего 1970 г., сто семей испытали радость новоселья, которую доставили им строители треста «Башмедьстрой». Но, сделав свое доброе дело, строители не ушли из этого района. Сегодня здесь широким фронтом развернулось строительство целого ряда сооружений…», – писала городская газета . Речь шла как раз о строительстве нового здания средней общеобразовательной школы № 8 по адресу улица Клары Цеткин,10.

1971 год. На августовской конференция Секретарь Горкома КПСС С.А. Абзалова в своем выступлении, дала подробный отчет о состоянии учебно-воспитательной работы в городских школах и отметила, что в городе и в целом по республике ощущается большой сдвиг в решении XXIV съезда КПСС о всеобуче. «В БАССР созданы все условия к решающему шагу по пути всеобщего среднего образования. За годы VIII пятилетки получили образование 188 тыс. юношей и девушек, что в четыре раза больше предыдущей пятилетки. Например, в предстоящем учебном году будут работать все буфеты и столовые (кроме школы № 1), чтобы обеспечить всех наших учащихся горячим питанием и молоком. Отсюда также можно сделать вывод, что в нашем г. Сибай, закон о всеобуче выполняется».

Далее, Сулпан Арслановна сделала акцент на другой, досадной стороне дела: «в городе и в близлежащих населенных пунктах есть еще часть молодежи школьного возраста, которые по разным причинам остаются вне школы. И в основном это категория «трудных детей. Проблему эту срочно надо решать».

Конечно, действующие три вспомогательных класса не могли решить проблему с отстающими и «тяжелыми» детьми. На основании Постановления Совета Министров БАССР «План строительства типовых школ-интернатов для умственно отсталых детей» от 1969 г., было принято решение об открытии отдельного учреждения. Основным его назначением стало бы повышение уровня познавательной активности обучающихся с нарушением интеллекта и развитие способностей к осознанной трудовой деятельности. О том, как начиналась эта работа, вспоминает Х.Х. Хамитов: «Открытие впервые такой школы – дело ответственное. Кто возьмется? Кандидатуру М.М. Саварбаевой поддержали все: она человек ответственный, имеющий за плечами опыт руководства, опыт работы с людьми».

Таким образом, директором становится учительница начальных классов школы № 9 Мунавара Муллаяновна Саварбаева . Вспоминает Е.Р. Алибаева (в то время инспектор ГорОНО): «с М.М. Саварбаевой мы были знакомы еще с Ишмурзинской начальной школы, с 1956 г.

Я – учитель начальных классов, а она - директор. Назначена была вместо Ш.Х. Гадельшина. Ее сначала заселили в домике по соседству, условия проживания были очень плохие. Я предложила переселиться к нам. Так мы и стали жить все вместе: я, две мои дочурки, мама, брат, и ставшая теперь моей близкой подругой Манавара Муллаяновна. Вскоре наше знакомство переросло в настоящую дружбу».

Вот они, первый директор и первый завуч, две женщины, две подруги. Вместе долгие годы делили они и радости и горести, вместе и начинали рука об руку в далеком 1971 г. одно большое и нужное дело.

ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

  • Саварбаева Манавара Муллаяновна, первый директор вспомогательной школы-интернат
  • Исламов Эдуард Александрович
  • Янузаков Нурислам Шайхисламович
  • Шамсутдинов Тафтизан Башарович
  • Утягулов Рамазан Исмагилович
  • Байбулова Фарида Мирзаевна
  • Ивлева Надежда Васильевна
  • Нугаманов Шафик Юсупович

Начался новый учебный год. Под вспомогательную школу было передано здание по ул. 40-лет Октября д.13, где располагалась еще с 1960 г. начальная школа № 8. Строительство нового здания для этой школы (по ул. Клары Цеткин д.10) немного затянулось поэтому лишь 16 сентября коллектив переехал, освободив помещение для вспомогательной школы-интернат.

Интернат представлял собой одноэтажное кирпичное здание. Располагался он вдоль дороги, с одним выходом во двор. Крыша здания была из шифера. Во дворе находились туалет и котельная, которая так сильно дымила, что рабочие выходили оттуда черными от сажи. С открытием новой школы появились и новые трудности, о которых до сих пор вспоминают учителя – ветераны. Тяжело, конечно, было в первую очередь директору школы - в наследство ей досталось пустое здание, и школу фактически нужно было поднимать с нуля: переоборудовать учебный корпус, столовую, медпункт, столярные и швейные мастерские, решить проблему оснащения и оборудования школы-интерната. Вопросом по подбору педагогических кадров занималась Е.Р. Алибаева.

Открытие нового учреждения совпало еще и со «временем застоя» в стране.

«70-80-е годы считаются периодом застоя, возникшего в результате усиления партийно-тоталитарного руководства экономикой и культурой в стране. Они не обошли стороной и органы народного образования. В те времена резко ослабло внимание к нуждам школ… В городе резко сократилось финансирование объектов просвещения…» В связи с этим приходилось обращаться в разные учреждения с просьбой оказания помощи в создании необходимых условий для работы. Р.И. Утягулов, работавший тогда директором школы-интернат одним из первых выделил несколько коек и парт, швейная фабрика подарила две списанные машинки для шитья, школа № 5 подарила сбрую для лошади. Помогали все, чем могли. Манавара Муллаяновна вспоминает, что, когда привезли матрацы, сшитые наскоро на швейной фабрике, они стали разваливаться на глазах! И коллектив всю ночь простегивал и прошивал их заново. Ведь на следующий день должны были приехать дети. Сегодня Манавара Муллаяновна вспоминает с улыбкой эти моменты, а тогда конечно было совсем не смешно.

Очень часто приходилось М.М. Саварбаевой выезжать в магазин Главснабпроса и выбивать для своей школы все необходимое. Однажды, именно для школы, из столицы приехал целый вагон вещей! Были приобретены: столы гигиенические – 12 шт. ,швейные машинки – 5 шт., тарелки глубокие – 80 шт., тарелки мелкие – 75 шт., чайник, стулья, веник – 4 шт. Для детей были приобретены: пальто осеннее по 26 р.; пальто зимнее по 34 р.; носки детские -25 шт., костюмы школьные по 13 р.70 к.; брюки по 5 р. 90 к.; рубашки по 7 р.; ботинки по 7 р.58 к.; сапоги зимние по 5 р.; белые воротники для школьной формы по 1р. 78 к.

До декабря обедать ходили в столовую «Ашхана» (сегодня это кафе «Анна»), так как школа еще не была оборудована кухней. После нового года установили газовые плиты, и появилась возможность кормить детей у себя. Кормили хорошо, пять раз в день. А занятия проходили в здании школы № 8, было выделено четыре кабинета на первом этаже с отдельным входом.

Мыться воспитанников водили один раз в десять дней, в городскую баню, которая находилась в одноэтажном деревянном доме по ул. Пионерской. Ответственными за «банный день» были ночные няни: С. Ф. Абзелилова и Р.М. Шафикова. Им помогали мужчины - трудовики, потому что было много мальчиков.

Бессменная медсестра школы, З.А. Сагуманова очень ответственно относилась к своим обязанностям. Если нужна была необходимость, сама обрабатывала головы детишек, приглашала парикмахеров, чтобы подстричь мальчиков. Нательное и пастельное белье возили стирать в городскую прачечную.

Для мелких перевозок имелась лошадь - на тот момент единственное транспортное средство школы, на которой возили и продукты, и белье, и мебель. Из воспоминаний: «в первый учебный год набрали 88 детей, из которых 28 – городские, а 60 – из семи районов. Всех приезжих детей разместили по палатам: в № 6 девочек 1 класса к Ш.К. Гайнетдновой и И.С. Гатиятуллиной; в № 7 девочек 2-х классов к Г.Н Рахимкуловой и З.Р. Билаловой, в № 5 девочек 4-х 5-х классов к А.Я. Дубровской и Р.А. Ахметовой.

Свободного места в спальнях было мало – пятнадцать кроватей плотно разместили на 2.6 кв.м. Помимо бытовых трудностей, наблюдалась проблема и с обучением умственно отсталых детей, в связи с недостаточным учебно-техническим обеспечением: не было специальной программы, учебников, методических пособий. Приходилось, пользоваться учебниками массовых школ, изменяя и упрощая содержание, чтобы материал был более доступен. Единственным специалистом-дефектологом, на тот момент, в городе была Хазира Зарифовна Байгубакова. Ее единственный старенький журнал «Дефектология», переходивший из рук в руки, перечитывали по нескольку раз.

Следующей проблемой было отсутствие у вновь сформированного педагогического коллектива соответствующей специальной подготовки для работы с умственно отсталыми учащимися. Опыт приходил со временем, знания накапливались по крупицам.

Из воспоминаний:
«Учебник был только у учителя, наглядных пособий не было, приходилось все рассказывать по памяти и объяснять материал буквально «на пальцах». «Книг нет…да что говорить о художественной литературе, когда учебников и тех не было, приходилось надеяться на собственную память. Ручки, тетради выдали из ГорОНО, но в таком малом количестве, что всего хватало ненадолго, поэтому писать приходилось, чем сможешь и на чем найдешь…».

Материальная база со временем понемногу улучшалась, благодаря стараниям директора школы М.М. Саварбаевой. Будучи женщиной высокой, Манавара Муллаяновна сама белила и красила, так как не все могли достать до высокого потолка. Она всегда работала наравне со всеми, находилась в школе с утра до позднего вечера. За год был введен, пристрой для спальных комнат и теперь вместо пятнадцати коек, в спальнях стояли по четыре койки. В 1973 г. появилось небольшое здание, где разместились классы.

Достроили столовую, оборудовали мебелью, приобрели инвентарь, завезли постельное белье, одежду, обувь для детей, шторы на окна. В местном ателье из атласной материи двух цветов заказали женские башкирские национальные костюмы. Потихоньку стабилизировался и учебно-воспитательный процесс, улучшилось обеспечение программами, методическими пособиями и учебниками. Школа была укомплектована учителями из массовых школ № 8, № 9, № 4.

К началу 1973-1974 учебного года, в результате кропотливой работы педагогического коллектива, помощи ГорОНО, шефствующего предприятия, удалось качественно и в срок выполнить все пункты соцобязательств и подготовить интернат к приему новых детей.

Первое время школа-интернат была с восьмилетним обучением. Направлялись учащиеся с ограниченными возможностями после обследования медико-педагогической комиссией, ежегодно проводившейся в апреле-мае. Особенностью школы было и то, что в составе детского коллектива находились и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей. Многим из них, чтобы учиться читать, писать, считать, нужно было очень долго и упорно заниматься и с педагогами, и с логопедом, закреплять полученные умения с воспитателями. И только чуткость, доброта и неравнодушие педагогов школы дали первые положительные результаты в работе с детьми.

Разные источники по-разному датируют время открытия вспомогательной школы-интернат: где-то указывается 1969 г. (со дня принятия решения), а где-то 1971 г. (со дня официального открытия). Но мы считаем, наше учреждение начало свой отсчет времени именно с 20 октября 1971 г., когда впервые распахнуло двери для восьмидесяти восьми учащихся со всего Башкирского Зауралья. С того дня прошло ровно 45 лет.

Это не просто юбилей школы, это дата рождения и становления в городе Сибай специального образования. В те далекие годы специальности «дефектолог» и «логопед» являлись диковинкой. И вот им, нашим дорогим, теперь уже ветеранам, выпала честь стать «пионерами» дефектологии в нашем городе.

Воспоминания те далекие,
Не в силах даже время отобрать

Саварбаева. Манавара Муллаяновна: ” Весной 1969 г. я переехала в г. Сибай к сестре, которая жила по ул. Блюхера. Заведующим ГорОНО в то время работал Хуснудин Хайбуллович Хамитов. Тот самый мальчик Хуснутдин, за которого я поручилась когда-то. А сегодня уже передо мной стоит высокий, серьезный, начальник. Мне предложили поработать в Пионерском лагере «Чайка». Теперь это летний оздоровительный лагерь «Шифа». В лагере росли тоненькие-тоненькие березки. Столовая была в вагончиках. Сейчас, наверное уже все изменилось. После окончания смены меня снова вызвали в ГорОНО. Там я узнала, что собираются открывать школу-интернат для детей с умственной отсталостью и мне предлагают ответственное дело – взять руководство. С этого дня началась следующая, сложная, но интересная страница моей жизни”.

Алибаева Елизавета Рахимовна: «В 1965 г. меня назначают инспектором ГорОНО. И здесь мне посчастливилось работать рядом с замечательными людьми, настоящими руководителями, энтузиастами своего дела: Х.Х. Хамитовым, Г.М. Пудовкиным, С.С. Овчинниковым, и многими другими. Как - то , в августе 1971 г. поехала я в Уфу, зашла к заместителю министра образования товарищу И.И. Губайдуллину. “Скоро в вашем городе открываем вспомогательную школу. Вот приказ о назначении Вас завучем. Езжайте домой и срочно начинайте работу по подбору кадров”.

Директором назначили М.М. Саварбаеву. Вот так мы начали работу.

Единственным дипломированным специалистом была Х.З. Байгубакова. Это была наша “палочка-выручалочка”. Очень интересные проводила она выступления перед коллективом и родителями про коррекционную работу. Вскоре я и учителям своим начала распределять темы, которые они должны были изучить и подготовить к очередному педсовету, а материал мы брали в основном из журнала «Дефектология». Других учебников и методичек-то еще у нас не было, поэтому приходилось ездить к «соседям»: в Зилаирскую школу-интернат, Магнитогорскую школу-интернат, в Белебеевскую, в Уфимскую школу № 13. Пришлось даже в г. Казань съездить. Проблема с учебниками была решена.

Много было воспитанников из отдаленных башкирских деревень. У них и так проблемы в умственном развитии, русскую речь слышат впервые, так они еще и в русских классах сидят. Надо вводить изучение родного языка. И.И. Губайдуллин, поддержал и эту нашу идею. С программами здорово помог тогдашний директор педучилища М.Б. Мамбеткулов.

Хороший у меня был класс. Случаев интересных было очень много. Однажды например, в пятом классе, мы проходили тему «Вокзал». Изучали все досконально. Учили новые слова «перрон», «кондуктор» и т.д. Потом поиграли в сюжетную игру, в конце занятия я даю детям домашнее задание и говорю «завтра у нас первый урок, прошу не опаздывать, мы поедем в Уфу». Утро следующего дня. В нашем классе слесари что - то собирались налаживать и нас попросили перейти в другой кабинет. Прошло половина урока и вдруг в класс заходит наш завуч, Флюра Аллабердовна с зареванным моим учеником Забиром. Что случилось ? Оказалось, что опоздавший на урок Забир, не обнаружив никого в классе, начал бегать и искать. Решив, что не дождавшись его, одноклассники уехали в столицу, начал реветь на всю школу. На шум вышла завуч.

- Что случилось?
-Наши все уехали в Уфу, а меня оставили-и-и-и!
-Как уехали?! Когда? Почему я ничего не знаю?!
Пошли они искать, открывают дверь соседнего класса. А мы все на месте!
Таких случаев было конечно много. Пришла к нам на работу учитель, Даминева Хатима Ситдиковна. Один мальчик долго не мог выговорить имя и называл все «Дадатка - Сидитка».

Рыскильдина Софья Янбаевна : «В 1954 г. переехали в г. Сибай. Государство выделило мужу, как участнику ВОВ квартиру по улице Островского.

С 12 августа 1976 г. начала работать во вспомогательной школе-интернат воспитателем пятого класса. Большая лежала ответственность именно на воспитателях. Главной проблемой были, наверное, «бегуны». Это и понятно - скучали по дому, а кому - то нравилось бродить по городу. На пенсию вышла в 1980 г. Директором был Э.А. Исламов, человек, всегда находивший добрые слова поддержки начинающему учителю, воспитателю. И бессменный наш завуч Ф.А. Байгужина. Была я председателем народного контроля школы, работа которой заключалась в проверке календарных, тематических планов. Проверяла и работу завуча. няни. Детишек я старалась будить тихонечко, нежно хлопая по спине, гладя по голове. Дети ведь очень чутко реагируют на проявление доброты. Это качество обязательно должно жить в сердце настоящего учителя. А иначе нельзя. Мы любили своих воспитанников и они отвечали тем же. Сколько лет прошло, а все еще навещают: Расим отучился в СПТУ на слесаря, электрика, женился, построил большой дом. Ришат работает крановщиком на Севере. До сих пор все они будто перед моими глазами, как будто сидят за своими партами, беспрестанно задают вопросы, балуются…”

Ахметова Римма Адигамовна: «Директор наш, Э.А. Исламов был не только хорошим руководителем, но и мастером на все руки. Привезли как-то шкафы, трудовики не успевают их устанавливать. Тогда Эдуард Александрович переоделся в рабочий халат, взял инструменты и сам принялся за дело. Был он и хороший музыкант! В смотрах художественной самодеятельности старался всегда аккомпанировать на баяне сам. Опыт, полученный в стенах вспомогательной школы, очень помог в дальнейшей моей учительской практике в массовой школе».

Билалова Зайтуна Рамазановна: «В школах только - только начали вводить «Башкирский язык». Вести новый предмет было поручено мне. Даже русские дети пытались учить стихи и песни башкирских поэтов! Подготовили с ребятами праздник памяти великого башкирского поэта Рами Гарипова. На занятие пришли гости из массовых школ. Высокую оценку проведенному мероприятию дала учительница башкирского языка школы–интернат, Салима Сафеевна Уметбаева. После меня «Башкирский язык» вела Г.Х. Хайруллина. А как нравилось мне преподавать «Географию» и «Естествознание»! Думаю любовь к этим предметам, зародилась еще с тех пор, когда сама, будучи ученицей, заворожено слушала рассказы своего учителя, Адигама Галеевича Алибаева, сумевшего привить любовь к познанию мира».

Султанова Римма Идрисовна: «За годы работы в коррекционной школе , мне довелось встретить много хороших людей, которые были преданы своему делу, своей профессии. Ещё больше воспоминаний о детях. Один класс сменялся другим, но в памяти остался каждый ученик. Потому что в каждого из них вложена часть моей души. Мы все были очень дружны в коллективе. До сих пор у меня сохранились лишь хорошие воспоминания о всех. Не смотря на нехватку времени (сады, внуки, хозяйство) ходим друг к другу в гости. И в горе и в радости мы всегда вместе».

Стасюк Станислав Федорович : «Я был специалистом, все – таки учился восемь лет. Поэтому как- то легко работал с детьми. И пусть, что они умственно – отсталые. Главное самому этим болеть, тогда и ребят легче заинтересовать. Большое внимание уделял технике безопасности - работали с режущими, колющими инструментами. Часто ходили на экскурсии в производственные предприятия, к нашим шефам. Часто бывали у нас практиканты. А мои ученики участвовали на городских конкурсах, занимали призовые места. На выставке технического творчества в г. Уфe были выставлены несколько работ моих учеников. Большую помощь в обеспечении материалами оказывали шефы - Сибайское ССМУ "ОАО “Башкирский медно-серный комбинат” во главе с директором, В.И. Пелисовым.

Мирхайдарова Насима Загитовна: : «На работу меня принимал Т.Б. Шамсутдинов, человек очень скромный и порядочный. Если брался за какое - то дело, то делал тщательно и аккуратно. На моих занятиях девочки с удовольствием вышивали, шили на десяти швейных машинках. Многие мои воспитанницы были из сельской местности, знали работу и с удовольствием занимались на пришкольном участке. Очень хорошо работало наше методическое объединение трудовиков, во главе с опытным учителем, И.С. Гатиятуллиной. Напарниками моими, с которыми я работала долгие годы, были Х.Я. Галимова, Р.Н. Гайнулина».

Шакирова Дина Ахметовна: «Первой напарницей моей и наставником стала Х.И. Фазлыева, работавшая уже более 10 лет. Вспоминаю своих коллег Р.Р. Латыпову, М.И. Ишмуратову и других. Учителями в классе были Р.А. Ахметова, М.Я. Байбулова. Какие замечательные уроки они давали! Помню, как после занятий спускались с ребятами на речку Карагайлы, которая распологалась прямо за школой. Зимой мы брали лопаты, чистили лед и у нас получался прекрасный каток. Коньки были простые, которые крепились к валенкам, к ботинкам. Там же сооружали и горку. Снега раньше было очень много. Весело проходили и наши экскурсии по городу, походы в кинотеатр «Мир». Сама я рано осталась без родителей, познала, как говорится и печали и горести, может, поэтому всегда жалела интернатских детишек. Старалась быть другом для воспитанников. Сколько лет прошло, но многие не забывают, звонят, пишут, поздравляют с Днем учителя».

Яндавлетова Айсылу Гайзулловна: «Основу школьного библиотечного фонда составляли книги, переданные вместе с учебниками из старой школы № 8. Постепенно фонд пополнялся литературой, поступающей централизованно на госбюджетные средства и подаренными книгами. В старом здании, библиотека размещалась в крохотном помещении на первом этаже, ее площадь составляла примерно 6 м². Фонд постепенно пополнялся, и с трудом умещался в небольшой комнатушке.

«Была у нас лошадь по кличке Беркут. Возчиком работал Шарипов-агай. Имя к сожалению не помню, но помню, что добрейший был человек. Детишки все время крутились рядом с его питомцем: то угостят чем- нибудь, то погладят, то почистят. Была у Беркута особая привычка: стоит ему услышать резкий звук, тотчас кусает зубами стоящий рядом объект и подбрасывает вверх. Ребята, превращали его привычку в своего рода игру. А лошадка и рада побаловаться! Однажды, Шарипов-агай как обычно запряг своего Беркута и поехал по делам в город. Рядом с магазином “Спорттовары”(сегодня – это магазин “Бикбау”) остановился у светофора. Тут их подрезал новенький “Запорожец”, встал прямо перед ними. и начал сигналить. Лошадь, услышав рядом резкий звук, вцепилась в какую-то деталь впереди стоящей машины и подбросил вверх. Шарипов-агай не успел ничего сделать и хозяин машины, ничего не заметив, поехал дальше. На следующий день появился недовольный водитель. Забежал в конюшню и стал ругать пожилого возчика, требовать с него возмещения ущерба. Шарипов-агай спокойно все выслушал и спросил с улыбкой:

- Кустым (братишка), скажи, кто откусил твою машину?
- Да лошадь Ваша!
- Так иди к ней, вот она стоит, с него и спрашивай. А на меня не кричи, я никого не кусал”.

После такого ответа водитель сначала застыл как вкопанный, потом махнул рукой и ушел восвояси».

Кантарбаева Галия Ахтямовна: «С молодости я активно занимался спортом, особенно любила лыжи. Хорошо играла в теннис, ездила на различные соревнования. Хорошим стимулом для занятия спортом горожан, была в наше время программа ГТО «Готов к Труду и Обороне», где я тоже принимала активное участие. Занятие спортом развили навыки, которые пригодились мне в дальнейшем на работе, будучи заместителем директора по хозяйственной части – это быстрота, мобильность.

Неоценимую помощь в работе школы оказывали наши шефы - Сибайское ССМУ "ОАО “Башкирский медно-серный комбинат” во главе с директором, Виктором Ивановичем Пелисовым. Он охотно откликался на нашу просьбу и старался всегда помочь по мере своих возможностей. Благодаря помощи предприятия, своевременно завозили в котельную топливо, производили побелку и покраску школы, ремонтировали отопительные системы. На проведение новогодних елок предприятие выделяли денежные средства. Выручали они нас и с транспортом. А рабочие "РМЗ" - Ремонтно-механического завода г. Сибай, помогали в постройке гаража на территории школы-интернат».

Хужаберганов Тагир Зайнагабдинович: : «В старой школе условий не было. Туалет находился на улице. Находившаяся слишком близко с интернатом, автобусная остановка тоже создавала проблемы для учителей и воспитателей. Наши постоянные «бегуны», могли в любой момент выскочить за пределы школы и запрыгнуть в автобус. Кабинет трудового обучения в той старой школе был в здании старого щитового пристроя, был постоянно холодно и сыро. А в новой школе (пер. Торговый - 9) под мастерские нам выделили отдельное кирпичное здание - теплое, просторное, светлое, со всеми удобствами».

"И пусть, взрослеет возраст, но,
Душою возраст вечно молод,
Пусть, будет так, как быть должно –
Пусть, будет возраст, людям, дорог",

(В. Скворцова)

Мой рассказ – это долг перед вами, дорогие наши ветераны педагогического труда, кто в далёкие 1970-е годы впервые посадил за парты так называемых «необучаемых» детей и дал им в руки драгоценный ключ в мир Знаний и Мудрости.

Статью подготовила
Биктимерова Фарида Фаритовна

Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая Летопись Сибая
школа
коррекционнаяшкола
зауралье
хамитов
сагуманова
Руслан Ишмаметов
12.03.2018

Возврат к списку