Истории Новости Контакты Добавить историю

Не забыть бы эти имена…

Трудовую деятельность я начал в 1960 году в автотранспортной конторе треста «Башмедстрой», где окончил курсы водителей. Шесть лет проработал в самосвальной колоне №1. Трудные годы, что и говорить. Во-первых, нам сразу определили машины от забора, откуда-то пригнанные с ремонта, но порядком уже раскуроченные. С запчастями сказать, было туго - значит ничего не сказать. Чтобы что-то новое заполучить, ох как надо было проявить себя в работе. Зимой эти старые машины застывали на морозе и их приходилось отогревать факелами и заводить от буксира, так что в шесть часов утра надо было быть в гараже, чтобы вовремя выехать в рейс.

Затем построили котлопункт, где готовили горячую воду, дальше оборудовали стоянки с электроподогревом водяной рубашки двигателей, стало легче и уже ближе, к середине шестидесятых годов, построили огромный ангар с ремонтными боксами и мастерскими.

Помню, было в одно время прямо-таки катастрофическое положение с авторезиной. Доходило до того, что в каждом колесе по 2-3 огромных манжета и пока едешь, например в Акмурун или Акъяр, несколько раз меняешь камеру. Это и зимой и в распутицу, бывало, застревали в бураны до следующего дня, пока не пробьется бульдозер.

Строили в те годы очень много, вокруг 100-120 км трест строил жильё и множество объектов в совхозах и колхозах. Авторезиной занимались многие руководители и снабженцы, но ничего не получалось. И вот однажды наш начальник Семёнов Николай Егорович откомандировал куда-то водителя нашей колоны Нужу Андрея Филипповича с заданием - езжай и без резины не возвращайся. Каково было наше удивление, когда примерно недели через две он вернулся с резиной, даже умудрился достать прицеп и загрузить побольше. Знал Николай Егорович, на что способен Нужа А.Ф. Да это был, конечно, продуманный ход. В то время и рабочие люди могли попасть на приём в высокие кабинеты. Вот какие люди были! Затем по линии снабжения положение стало постепенно улучшаться и, понемногу, наша контора стала приобретать новые машины, на которые посадили по два водителя, более опытных старших и нас молодых. Я три года проработал с замечательным человеком - Лопатиным Иваном Фёдоровичем. Мы хорошо сработались, вскоре нам одним из первых присвоили звания ударников коммунистического труда за высокие показатели в работе. Надо сказать, коммунистом он был настоящим, а мне старшим братом - умным и терпеливым наставником. К сожалению, из-за болезни рано ушёл из жизни.

Сегодня есть повод перечислить некоторые фамилии и имена людей того большого, славного коллектива, которых помню, и где я получил хорошую школу жизни, познал высокую цену человеческих качеств, какими они были тогда, как у руководителей, так и у остальных.

Вот они, преимущественно из колоны №1:

Баскаков Ф., Ишмаков А., Новиков Борис, Хайбрахманов Я., Сулейманов Мусагит, Гумбин Н., Бедокуров Н.Ф., Кузибаев И., Рахимов, Халитов агай, Ямщиков П., Ладыгин П., Крестников А.Г., братья Александр и Виктор Тютюльниковы, Романенко, Пономаренко Иван с Калининска, Валитов Рафкат, Двоеглазов, Косолапов, Ярыгин Иван, Салдаев Николай, Марков, Ковалёв, Якупов Ф., Терегулов Ирек, Бабушкин И.И., Кудряшов А., Остапенко А., Нахтигал А. и ещё много замечательных людей. Всех и не перечислить, но зато, когда встречаемся, подолгу беседуем, вспоминаем про разные моменты того времени.

Отличительная черта этих людей - взаимопомощь и взаимовыручка во всём. Сегодня мне хочется присоединиться и адресовать им, ушедшим из жизни и ныне здравствующим, такие тёплые слова, которые счёл нужными высказать со страниц «Сибайского рабочего» в адрес светлой памяти водителя- междугородника или, как говорят дальнобойщика этого коллектива Пономарёва Анатолия Андреевича, бывший управляющий трестом Байназаров Азамат Хажмухаметович. И это справедливо. Хороших водителей на каждом транспортном предприятии много, но шофёров-междугородников всегда несколько, как говорится «товар штучный», которые запросто колесят месяцами по огромной стране и при этом выполняют ещё и ответственные поручения снабженческого характера.

А недавно обрадовал своей правдивой статьей о Валитове Тауфике Вадим Исламгазин. Работали помногу, всегда все светлое время суток при одном выходном дне, это считалось, как бы само собой разумеющимся делом. Ремонтировали после работы или по выходным дням.

Иногда безнадежно опаздывая на все дежурки, ловил себя на мысли - застать бы в диспетчерской Черешнева Григория Ивановича. Он участник Великой Отечественной войны, прошел войну на знаменитом ЗИС-5. Такого великолепного рассказчика шофёрской бывальщины и бесконечных анекдотов два раза в жизни не встретишь.

Да, давно пора сказать о нашем начальнике - Семёнове Николае Егоровиче. Крупный мужчина с приятным баритонистым голосом и внешностью. Сейчас таких уже мало, измельчал сильный пол, обрюхатился. Сено не косят, дрова не пилят и не колют... «понимаешь». Прежде всего, прост и внимателен к людям, поддерживал разговор со всеми как бы на равных, не перебивая, выслушивал до конца человека. Иногда делал какие-то пометки в своем карманном блокноте, это становилось понятным, когда начальник колонны Парамонов П.Н. или кто-то из механиков предлагал тебе встать на ремонт с предоставлением чего-то из особо дефицитных запчастей. Это ли не внимание и забота к нам тогда молодым. Был очень авторитетным и уважаемым в своем коллективе, тресте, городе и в главке. Чувствовалось - высокий специалист и организатор в своем деле.

Николай Егорович обязательно по утрам присутствовал на выпуске машин. А вечером подолгу встречал, расспрашивал о состоянии дорог и об обстановке по приему грузов на строящихся объектах на селе хотя и сам очень часто бывал там.

Под его руководством наша контора в те годы постоянно занимала передовые места в социалистическом соревновании (тогда работа так называлась) в тресте, городе и в своей отрасли. Самые лучшие из лучших, заслуженно награждались почетными званиями, наградами и орденами.

В то же время чувствовался и самостоятельный подчерк работы партийной и профсоюзной организаций. Запомнился всегда спокойный Тутаев Ишмурза Ахметгалеевич - много лет секретарь партийной организации. Проводились открытые партийные собрания (еще в то время без почётных президиумов во главе с дорогим Леонидом Ильичом), где присутствовали и беспартийные.

Не прибегая к написанным речам и обкатанным призывам и лозунгам серьезно обсуждалось положение дел. Внимательно выслушивались выступления о тех или иных недостатках и предложения по существу. Большим авторитетом пользовался и секретарь парткома треста Халитов Ашраф Хажиевич, который часто присутствовал на этих собраниях.

Заинтересованно в духе разрешения конкретных бытовых вопросов людей работала и профсоюзная организация во главе с Кагармановым, затем Хальфетдиновым.

Водителем - асом я не стал, такой цели вообще и не ставил, но в братстве шоферов этого большого дружного коллектива стал своим человеком, равным, а это уже не мало, что мне помогло потом, когда после окончания учебы был направлен начальником цеха нерудных материалов уже от коллектива завода ЖБИ и СМ, где проработал довольно длительное время.

Сменилось несколько директоров завода, но потом горком партии вернул сюда Кунакбаева Бари Закировича. Человек очень требовательный, постоянно в цехах вникал во все дела, вопросы и нужды. При нем началась реконструкция завода, расширение и строительство новых цехов, так как резко увеличилась потребность в строительных материалах и изделиях. Кроме жилья в городе набирало обороты промышленное строительство. Это такие объекты, как: третья очередь обогатительной фабрики, новое отделение ФСО, ДО-2, ДСЦ, СПУ, мясокомбинат, молочно-консервный комбинат. На селе тоже жилье и объекты социально-культурного назначения. Строились крупные животноводческие комплексы.

Это требовало освоения выпуска разнообразной железобетонной продукции, как-то: несущих ферм, колонн, балок, множество видов плит перекрытий и т.д. Резко возросло требование к качеству бетонов, при постоянном снижении нормативов по расходу цемента.

Наш же цех с донельзя изношенной к тому времени дробильно-сортировочной установкой не отвечал требованиям ни по объёму, ни по качеству. Получать высокопрочные марки бетонов требовались чистые промытые инертные заполнители.

Настоящим бедствием являлось содержание глинистых включений в щебнях, особенно, когда камень шёл с первого уступа после вскрышных работ. Дело в том, что комбинат в эти годы тоже резко увеличивал объёмы поставок известняка сахарным и металлургическим заводам и в связи с этим расширялся карьер. Камень мы покупали у комбината. Товарной продукцией у них считались только очень крупные фракции известняка, глина их не беспокоила. К тому же попадавшийся металл и особенно стальные балластные шары, оставленные после ремонтов экскаваторов, надолго выводили наши дробилки из строя. По этим вопросам я неоднократно обращался к руководителям комбината, но в целом положение не менялось.

Песок же добывали в Кизильском районе прямо с реки Урал от Сыртинки и вплоть до Грязновки. Готовили и на зиму в бунты. На этой работе хорошо управлялись машинисты Мурзиков П.Д и Захаров А. Они жители Кизила хорошо знали, где большие намытые большой водой песчаные косы.

Вопрос чистых инертных заполнителей не сходил с повестки дня и в конце концов трест решил построить Увальский песчаный карьер с крупной дробильно-сортировочной установкой с технологией промывки песчано-гравийной смеси, но потом остановились на Агаповском варианте добычи и промывки на гидроустановках, исключив стадию дробления.

Надо сказать здесь тоже помучились, дело в том, что кем-то в тресте было дано согласие на поставку не тех марок тяжёлых земснарядов, заложенных по проекту. Получили же очень лёгкие с дизельными приводами насосов, предназначенные для работы и очистки илистых отложений на каналах и шламов на очистных хозяйствах металлургических предприятий.

С запуском на нашем тяжёлом песчано-гравийном месторождении они заходили ходуном и буквально через месяц рассыпались по швам. Дизельные агрегаты решено было сразу заменить на электропривод. Доводили до ума это оборудование главные специалисты завода: Кашкаров Д.Н., Баймаков А.П. и электромеханик этого карьера Буров В.М. Для обучения наших ребят работе на земснарядах был приглашён тогда Перескоков В.А. с Агаповки. Кашкаров Д.Н. сагитировал на это новое дело и отличных рабочих с комбината - это Медер А., Сухарев П., Насыров Р.

Организовали вахтовый метод работы, благо, что был построен большой бытовой корпус и в конце первого сезона намыли две карты отличного чистого песка. Следующие сезоны были уже полегче.

Умел Бари Закирович находить специалистов. Кашкаров Д.Н. и Баймаков А.П. много сделали тогда для завода ЖБИ и СМ.

Кроме реконструкции и строительства новых цехов, открывали участки по изготовлению металлоконструкций и нестандартного оборудования, создавали ремонтные службы и мастерские.

С должности начальника паросилового цеха был переведён в ПТО Иманов Борис Иванович - человек математического склада ума, который быстро стал ведущим инженером этого отдела. Так вот нестандартное оборудование, разнообразные металлоформы для новых изделий изготовлялись по его чертежам и расчётам. Я с ним плотно дружил и часто уже после работы заставал его в кабинете директора, обсуждавших те или иные вопросы. Надо сказать тогда никто из руководителей не работал по звонку. Часто после работы и по выходным дням собирались шахматисты: тот же Иманов Б.И., Шарипов А.С, Волостнов Ю.Я., Реутов В.М., Яналин Р.Я., Лазарев М.В., Юдин А.А., Курамшин Р.С., который и сейчас не мыслит себя и дня без шахмат. Постоянно вот уже много лет участвует в городских и выездных состязаниях по шахматам, отстаивая честь города Сибая. Не могу здесь не отметить, работавшего в то время заместителем директора по снабжению Романова Илью Фёдоровича, с которым по специфике моей работы приходилось часто соприкасаться. В моей памяти он остается человеком очень высокой морально-нравственной планки. Затем эти работы много лет повёл Яналин Р.Я.

Добрые отношения со всеми начальниками цехов и служб завода поднимало настроение и работалось радостно. Хочу перечислить этих замечательных людей, с которыми директору завода приходилось решать непростые задачи. Это Лазарев М.В., Афанасьев А.А., Косенко Нина - бессменный технолог арматурного цеха, Сычёв А.И., Понаморёв И.Ф., Бушмакин И.Н., Корольков В.Г.,Ерин И.В., Емельянов И.И., Юмагужин М.С., Сакаев Ш., Орехова Н.Ф. - начальник строительной лаборатории, Бураншина М., Юдин А.А. - опытный теплотехник, Шогоров В.М., главные бухгалтера Шарипов А.С, затем Воронов Н.И. На ДОЦе работали знаменитые мастера столярного производства - Зеркин М, Каменев В.И., который затем возглавил ПМК-545 и много лет возводил объекты на селе. Электрогазосварщик Ивлев Г.Г. до конца остался преданный заводу, без него не обходился ни один ремонт котлов и отопительной системы на всём заводе. Из категории трудоголиков высокие профессионалы: токарь Аслямов Ф. и механизатор Иванов М. На участках металлоконструкций незаменимы были бригадиры Локаткин К.П., Архипов М.

Пристальное внимание уделял Бари Закирович работе бетонщиков-формовщиков, восхищался их работой, отмечал на оперативках и собраниях.

Потом, сейчас уже не помню фамилий, несколько человек были представлены к правительственным наградам и званиям. Забота директора завода о рабочем человеке всегда стояла на первом месте, чего требовал он и с нас, начальников цехов. Хорошие отношения сложились с руководителями и специалистами многих подразделений треста. С главным механиком треста Иваном Егоровичем Семёновым был знаком ещё со времени работы в автотранспортной конторе. У него складывались особо теплые отношения с механизаторами и водителями, может поэтому постоянно уделял особое внимание работе нашего цеха.

Помню спешащих с объекта на объект Макшова Н.М., Волкова Л.А., из УМР, потом начальником этого управления на много лет стал Фатхлисламов Ф., Подивился мастерству токаря этого управления, тогда совсем ещё молодого Осадчего Виктора Николаевича. Он вытачивал нам непростые валы дробилок. Слесарь - инструментальщик Коржевин Иван Васильевич запомнился особым даром бесконечно, как из рога обилия, на каждое слово нанизывать десяток поговорок, пословиц, шуток -прибауток. Получалось это у него стихотворно и талантливо. Невольно заслушаешься. Поскольку речь идёт о юбилее города, мне хотелось бы, чтобы газетчики обратили внимание на таких людей, как Скляров П.В. -бессменный главный энергетик треста; Саиткулов Фаргат Зиннурович -человек сильного волевого характера, с присущим ему справедливым почерком работы с людьми, снискавшим ему авторитет во всех коллективах.

Особое впечатление оставило и совсем близкое общение, когда в засушливый 1975 год выехали на заготовку веткормов. Снабженцы -народ бывалый, хорошо подготовились по части продуктов, по пути решили вопрос кумыса и ещё что покрепче, мяса на бишбармак. Днём работали, а вечером уже у костра обнаружилось, что кто-то и баян прихватил. Приятно было узнать, что очень много и одарённых людей. Начинал Сычёв Альберт Иванович, подхватывали в согласные голоса прекрасной души человек - Гайдуков Пётр Николаевич, а также: Кунакбаев Бари Закирович, Юмагужин Мухамедьян Сарварович (он же тогда добровольно шеф-повар) и затем все остальные. Не знаю, что тогда подумали жители окрестных деревень, услышав среди ночи из леса концерт - хор из нескольких десятков мужских голосов во всю мочь. Да, такое запомнилось на всю жизнь. Люди, умеющие хорошо работать, умели красиво отдохнуть. Надо сказать, что в те годы на предприятиях организовывались и коллективные выезды на отдых и по ягоды.

Очень жаль, что распался такой большой трест, ведь огромному числу жителей Сибая трест кому-то молодость, а кому-то и вся жизнь. Трудно людям и в моральном плане, что остались без своих предприятий, где проработали много лет.

Строителем с большой буквы считаю и Алексея Ивановича Селиверстова, под непосредственным началом которого пришлось поработать диспетчером комбината, а затем и в качестве старшего диспетчера. Соответствовать высоким критериям его требовательности во всём, что касалось производственно-хозяйственной деятельности комбината, знать и быть в курсе всего, уметь оперативно, самостоятельно предпринимать действия по устранению тех или иных сбоев и аварийных ситуаций в работе в начале было трудно.

Быстро войти в режим работы комбината помогли такие специалисты, как: Малихов З.Л., Макшуков Х.З., Ибатуллин Р.И., Курятков А.А., Замятин М.О., Коркин Б.И., Калинин А.И. и многие другие. Да и в каждом цехе работали 1-2 специалиста, с которыми в одно время учился.

Человек, полностью посвятивший себя работе (приходил иногда и ночью в кабинет поработать) не допускал послаблений и от других, жёстко спрашивал за упущения. Например, 1-2 часа по времени сбой работы обогатительной фабрики считался чрезвычайным происшествием и предметом безотлагательного сбора и разбирательства с ответственными руководителями за тот или иной участок работы. Не допускал несправедливых выпадов и разносов. Я не знаю людей, кто - бы на него держал обиду. Таким же замечательным качеством для руководителя обладал и Кунакбаев Б.З.. Бывал, иногда, горяч, но быстро отходчив и сам же через некоторое время возвращал человека к вопросу, который тот обозначал на оперативках, и уже спокойно принимались решения.

Об Алексее Ивановиче можно сказать коротко - личность большого масштаба. Очень жаль, что не до конца остался использованным его потенциал для Сибая. О его деятельности по проблемам развития сырьевой базы для комбината написано много и сибайцы об этом знают. Скажу только, что в скором времени должна была пойти руда Александрийского месторождения, начато строительство железной дороги в сторону Подольской группы месторождений руд, создана база и коллектив БШПУ, начато строительство подземного рудника. И это одновременно с разноской бортов Сибайского карьера и разработкой близлежащих мелких месторождений Бакр-Тау; Таш-Тау; Балта-Тау, что позволило комбинату ещё лет десять продержаться на высоком уровне в своей работе. В этом ряду и открытие камнерезного цеха, который должен был развиваться дальше. Было образовано и строительно-монтажное управление при комбинате - ССМУ. Я же, причастный в молодости к строительному производству, хочу отметить ещё об одном грандиозном начинании. На основе богатейших залежей известняка было начато строительство большого завода по выпуску облегченных стеновых блоков для малоэтажного строительства жилья. Было закуплено импортное оборудование, образована дирекция строящегося завода в лице опытных инженеров-строителей Бикмухаметова Р.Я., Иноземцева Н.И. и Гаврилова А.А.

Глядя на образцы блоков, привезённых тогда с Белоруссии, подумалось, что они у нас будут лучше - белее и качественнее, ведь таких известняков, как у нас, по-моему, мало где еще есть.

Ещё тогда у меня была задумка построить свой дом и про себя отметил: если применить такие блоки, то на внутреннюю и наружную отделку стен потребуется небольшие расходы.

В этот тяжелый для комбината период нельзя не отметить и деятельную работу парткома комбината во главе с новым секретарем Ярмухаметовым Зиннуром Губайдулловичем, который кабинетному стилю противопоставил живую мобилизующую работу непосредственно с людьми в трудовых коллективах.

Но случилось то, что случилось дальше по всей стране.

И не вина Алексея Ивановича, что разлад и развал пришёл к нам с Москвы. Ему не хватило максимум 5-6 лет работы, чтобы все его начинания или реализовались, или стали бы необратимыми и тогда по большому счёту вопрос большой руды для комбината был бы решён на несколько десятилетий вперёд.

Вот три замечательных руководителя на моём жизненном пути, воспоминания и благодарная память о них за школу жизни.

В чём-то похожие друг на друга, прежде всего тем, что работа для них была превыше всего, и ответственность за дела, за людей, которая свойственна этому поколению людей - мальчишек той далёкой войны, когда они враз повзрослели, взвалили на себя непомерную по возрасту ношу ответственности за всё и понесли через всю свою жизнь, но сами это не выставляли и об этом не говорили. Это, как черта их характера.

Считаю, было бы справедливо если бы в последующем появились бы улицы имени Семёнова, Кунакбаева, Селиверстова. Они это заслужили.

И, в заключение

Есть неплохой, уютный солнечный город Сибай. Он и мой город. Уверен, так думают и имеют право тысячи и тысячи сибайцев, кто жил и добросовестно работал каждый на своём месте. Признаюсь, у меня чувство причастности к явлению под названием «большой хлеб Зауралья» обозначилось, когда в Сибае в уборочную стали выстраиваться в очереди к элеватору колоны автомашин с зерном, в некоторые годы аж до аэропорта. Нетрудно понять, какие чувства переполняли меня, выросшего в деревне в голодные послевоенные годы. Припоминаются радостные приготовления автомобилей и выстраивания в линейку готовности, кто по разнарядке откомандировывался на уборку. Это было, как поощрение и выражение доверия человеку.

Вот и будущее Сибая рассматривается мной в разрезе повторения пройденного. Рудой занимаются, и уже есть результаты.

Уральская горно-металлургическая компания в лице Сибайского филиала Учалинского ГОКа сравнительно за короткое время показала, что умеет работать с недрами и комбинат, вопреки мрачным прогнозам относительно перспектив, вновь набирает обороты.

К сожалению, не обошлось без потерь для работников комбината. Это и низкая заработная плата многих последних годов, но самое главное -неопределенность насчет дальнейшего существования комбината подвинуло людей, особенно старшее поколение, за плечами которых был уже печальный опыт хранения сбережений, за бесценок распродать свои акции.

Наряду с горнопромышленной отраслью усиленно в городе должно развиваться производство различных строительных материалов на основе местного сырья и уже по новым передовым технологиям. Город не ограничен электроэнергией, что не везде так, давно пришёл газ. Неужели и дальше будем всё завозить со стороны, а у себя довольствоваться известняковой крошкой и по привычке блоки с неё называть шлакоблоками. Я знаю, стоило технологам выдержать необходимые компоненты в шихте на кирпичном заводе, то сразу шёл неплохой кирпич, и это при той еще технологии. Пусть специалисты скажут и насчёт керамзита, как для заполнителя и, как засыпного теплоизоляционного материала.

Убеждён, будут востребованы и земли, пример тому уже есть: компания «Красный Восток» скупила поля нескольких бывших колхозов, откуда я сам родом, и успешно развивает животноводство и зерноводство. Придёт большой капитал на село и придётся возрождать по новой деревню, уже, надо полагать, на основе благоустроенного и красивого жилья. Тогда может статься, что начнется отток людей уже с городов. Ну а как иначе? России без деревни никак нельзя!

И тогда вновь поднимутся хозяйства, пусть под другими названиями, от этого хлеб не перестаёт быть хлебом, мясо и молоко тоже. Это в свою очередь потребует развитого агросервиса в городе.

Люди всё могут, если захотят. Они раз это уже доказали.

Конечно же, это будет не скоро и трудно, но скажите, какому поколению в России было легко.

А пока города растут вширь и ввысь .Но сомневаюсь я, чтобы это было правильно.

Думаю могущество России должно произрастать не только Сибирью, но и деревней.

6 августа 2005 год

Мухаметзянов Фандас Закиевич - ветеран труда.

трест
Башмедстрой
колонна№1
водитель
28.02.2018

Возврат к списку